За стройной чередой майских праздников как-то незаметно отошла на второй информационный план важнейшая сельскохозяйственная кампания – сев яровых культур. «Пора навёрстывать упущенное», – решили журналисты «районки» и отправились на поля общества с ограниченной ответственностью «Буланихинское».
В начале текущего года это хозяйство приобрело американский трактор «Кейс» в комплекте с импортной широкозахватной сеялкой. С первых дней посевной кампании новая техника в две смены отрабатывает в «Буланихинском» потраченные на её покупку миллионы рублей. Полеводам приходится поторапливаться – из-за установившейся жаркой погоды верхний слой почвы, в который должны лечь семена, каждый час теряет драгоценную влагу.
Обширный земельный массив ООО «Буланихинское» на многие километры тянется с запада на восток вдоль местной речушки Буланиха, перегороженной многочисленными дамбами. Река «разрезает» его на две практически равные части.
– Много времени во время посевной нам приходится тратить на переезды с одной стороны реки на другую, – рассказывает Сергей Капустин, главный агроном «Буланихинского, склонившись над картой угодий хозяйства. Поля овса, гречихи, пшеницы, озимой ржи, подсолнечника и других сельскохозяйственных культур обозначены на ней прямоугольниками всех цветов радуги – этакое лоскутное одеяло на листе бумаги. – По дамбам сеялочные агрегаты пройти не могут, поэтому приходится гонять их в объезд, через верховья Буланихи, по мелководью. Путь это неблизкий, от села до самого дальнего поля – 28 километров.
Чтобы посмотреть в деле «Кейс», так далеко ехать нам, к счастью, не пришлось – он засевал поле горохо-овсяной смесью всего в каких-то пяти километрах от окраины с. Буланиха. На редакционной «семёрке» мы домчались до него по извилистой полевой дороге в мгновение ока. Поспели как раз к очередной заправке сеялки импортного трактора семенами. Вели её всего два человека – тракторист Иван Васильевич Березиков и водитель Андрей Карпаев. Чтобы минимизировать затраты ручного труда, буланихинцам пришлось всего лишь сделать отверстия с заслонками и резиновыми лотками в бортах самосвалов. При открытой заслонке семена по лотку «стекают» из приподнятого кузова в зерноприёмник сеялки и подаются шнеком в бункер. В общем, всё гениальное предельно просто. Занимает каждая заправка около тридцати-сорока минут, ведь два большущих бункера сеялки вмещают 6 тонн (!) семян, то есть столько же, сколько за раз берёт «на борт» грузовой автомобиль ЗИЛ.
– Одной заправки хватает, чтобы засеять 20-25 гектаров пашни, – говорит главный агроном ООО «Буланихинское». – По техпаспорту «Кейс» способен засевать до 17 гектаров в час, но это в практически идеальных условиях. Механизаторы Иван Васильевич Березиков и Александр Барков трудятся на нём в две смены, каждая из которых длится около десяти часов. То есть, «американец» ежедневно находится в работе с пяти часов утра до часу ночи. В сутки он засевает по 200-250 гектаров. Семена для него подвозят Андрей Карпаев на «Урале» и Василий Лаук на ЗИЛе. Кроме того, у нас работают ещё три двухсеялочных агрегата на базе тракторов МТЗ. Сев на них ведут Владимир Иванович Штраух, Алексей Рыжов и Павел Малетин.
Тем временем оба бункера сеялки «Кейса» до отказа наполнились семенами. Воспользовавшись короткой паузой в работе, подхожу с расспросами к И.В. Березикову, который уже успел занять своё место в кабине.
– Долго пришлось управление новым трактором осваивать? – спрашиваю я у Ивана Васильевича, глядя на него снизу вверх.
– Чего тут осваивать-то?! – искренне удивляется он. – «Иномарка» она и есть «иномарка» – всё на кнопочках да рычажках, просто, доступно. Да чего я тебе «на пальцах» буду объяснять – лезь в кабину, всё покажу, расскажу.
Уговаривать меня не пришлось – в кабине «Джон Дира» сидеть приходилось, а в «Кейсе» ещё нет. Взбираться по ступенькам, установленным уступом, а не строго одна над другой, как в отечественных тяжёлых тракторах, очень легко.
– Сейчас трактор стоит на «парковке», – говорит И.В. Березиков, указывая рукой на небольшой рычажок в передней части рулевой колонки. – Переводим рычаг на одно деление влево – можно ехать вперёд, ещё на одно – назад.
– А скорости как переключаются? – интересуюсь я.
– Скоростей у него восемнадцать. Переключаются они вот так, – Иван Васильевич правой рукой тянет на себя другой рычажок, больше похожий на джойстик, и нажимает на вмонтированный в него тумблер. – Информация о том, какая сейчас включена скорость, об оборотах двигателя и так далее, отображается на дисплее бортового компьютера. Вообще, электроники в «Кейсе» хватает.
– Топлива, наверное, много такой трактор расходует?
– Солярки «кушает» прилично. Вчера за смену 300 литров израсходовал. С другой стороны, у него и мощность в два с лишним раза больше, чем у нашего Т-150, и производительность гораздо выше, – «просвещает» меня опытный механизатор. – К тому же кабина у него герметичная, кондиционер и радиоприёмник есть.
– А это что за клавиши?
– Это свет, ближний и дальний, – терпеливо объясняет мой собеседник. – Фары у «Кейса» галогенные, поэтому светят так, что ночью с тридцати метров иголку разглядеть можно.
Всю дорогу с поля до Буланихи мы с главным агрономом ООО «Буланихинское» Сергеем Капустиным беседовали о новом тракторе. Сошлись на том, что ещё один «Кейс» мог бы полностью «закрыть» потребности хозяйства в посевных агрегатах. Вместе с тем, присмотревшись к новой технике, буланихинцы нашли у неё ряд «слабых мест» – не хватает системы спутниковой навигации, поля для такого трактора нужны очень ровные, для повышения производительности требуется агрегатировать «Кейс» не с широкозахватной сеялкой, а с более дорогостоящим посевным комплексом и так далее. Не вполне устраивает их и качество послепродажного сервисного обслуживания. Как говорится, есть о чём задуматься…
Вячеслав ДРАНИЦА
НА СНИМКЕ: Будущее за такой мощной, высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой
ФОТО Евгения ШУВАЕВА
Вячеслав ДРАНИЦА
НА СНИМКЕ: Будущее за такой мощной, высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой
ФОТО Евгения ШУВАЕВА