Ежедневно в городах и районах Алтайского края регистрируется по несколько преступлений, связанных с телефонным мошенничеством. Примерно каждое третье из них раскрывается. Почему этих преступлений не становится меньше – рассказывает начальник Управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края Пётр Новиков.
Обман на доверии
– С начала текущего года в правоохранительные органы края поступило более тысячи сообщений о фактах телефонного мошенничества, по которым возбуждено около 300 уголовных дел, – говорит П.В. Новиков. – То есть, телефонное мошенничество принимает массовый характер. Самой распространённой является схема обмана, как правило, пожилых людей, когда злоумышленники по телефону сообщают о каком-либо несчастье, случившемся с близкими. Мошенники звонят с незнакомого номера, представляются родственниками и взволнованным голосом сообщают, что задержаны сотрудниками полиции. Речь может идти о дорожно-транспортном происшествии, хранении оружия или наркотиков, нанесении телесных повреждений. На самом деле звонящий может находиться как в местах лишения свободы, так и на свободе в другом регионе страны.
Злоумышленник разыгрывает настоящий спектакль: произносит заранее заготовленные фразы, а далее действует по обстоятельствам. Нередко в ходе разговора люди сами подсказывают нужную преступнику информацию. В беседу почти всегда вступает якобы сотрудник полиции, который объясняет, что не раз помогал людям таким образом, и для положительного решения вопроса, естественно, необходима определённая сумма денег. Если потенциальная жертва поддалась на обман и согласилась привезти указанную сумму, аферист называет адрес, куда нужно приехать.
Нередко потерпевшие сами, следуя указаниям преступников, перечисляют через платёжные терминалы по оплате услуг мобильной связи денежные средства на счёт мобильного телефона, который им называет мошенник. Полученные таким путём деньги злоумышленник обналичивает через системы блиц-переводов. «Переговорщики» стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор, иногда вплоть до получения денег. После того, как жертва обмана оставляет заявленную сумму в указанном месте или кому-то передаёт деньги, ей сообщают, где можно увидеть своего родственника или знакомого.
– Пётр Валентинович, как себя вести в такой ситуации?
– Как показывает практика, выявить факт мошенничества не составляет никакого труда. Нужно лишь, самое главное, прервать разговор и перезвонить тому человеку, который якобы оказался в беде. Если телефон отключён, нужно уточнить информацию, связавшись с его друзьями и родственниками. Да, беспокойство за близкого мешает мыслить здраво, но надо взять себя в руки. Следует задать уточняющие вопросы, ответы на которые мошеннику не известны: например, когда вы виделись в последний раз, как выглядите и так далее. Если звонивший представился сотрудником правоохранительных органов, то спросите, из какого он отделения полиции. Затем наберите «02», узнайте номер дежурной части данного отделения и поинтересуйтесь, действительно ли родственник доставлен туда. Помните: даже если он действительно попал в «неприятную историю» и находится в отделении, то попытка «выкупить» его является преступлением.
Звонок из банка
– В последнее время абонентам сотовой связи всё чаще приходят сообщения о блокировке банковских карт. При этом попытки самостоятельно разблокировать карту через банкомат приводят к хищению денег. Как нужно поступать в этой ситуации?
– Действительно, распространённым способом мошенничества является использование SMS-сообщений о блокировке банковской карты. Для совершения мошенничества по данной схеме преступник рассылает сообщения на абонентские номера граждан от имени службы безопасности банка и указывает контактный абонентский номер для обратной связи. В процессе звонка происходит беседа потерпевшего с мнимым сотрудником службы безопасности, который в свою очередь поясняет: мол, произошёл сбой системы, и часть банковских карт заблокированы. Для устранения неполадок предлагает подойти к банкомату и оттуда вновь позвонить ему. Далее мошенник называет последовательность производимых операций, в том числе якобы контрольный набор цифр, которым на самом деле оказывается номером его мобильного телефона.
Из разговора преступник узнаёт остаток средств на карте и, уменьшив его на несколько десятков рублей, просит жертву ввести его под видом «секретного кода». То есть потерпевший фактически со счёта своей банковской карты перечисляет деньги на мобильный номер преступника. Встречаются случаи, когда мошенник, узнав от потерпевшего, что на счёте карты мало денежных средств, их не похищает, а называет потерпевшему порядок операций, которые приводят к подключению услуги «Мобильный кошелёк». Так он «привязывает» чужую банковскую карту к своему номеру телефона. Впоследствии к нему поступают сообщения о пополнении счёта этой карты, например, перечисление заработной платы. И что ему остаётся делать? Конечно, перевести деньги с карты на свой номер мобильного телефона.
Лучший совет в этой ситуации – не спешить и не звонить по телефону, указанному в SMS. Для того чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, нужно просто позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Номера этих телефонов имеются на самой банковской карте. Там подскажут, имеются ли проблемы с картой и, скорее всего, ответят, что она продолжает обслуживаться банком, никаких сбоев не было. Другой способ проверить информацию о блокировке – самому подойти к банкомату и просто запросить баланс по счёту. Если на нём есть остаток средств, то карта не заблокирована, и вас просто пытались обмануть.
«Развод» с переводом
– Какие ещё уловки используют преступники?
– Человек получает сообщение вроде «Вы выиграли приз» или «Вам полагается компенсация». Мошенники предлагают перечислить денежные средства на определённый расчётный счёт с целью уплаты государственной пошлины, налогов или иных расходов. Как правило, жертвами данных видов мошенничества являются люди, которые ранее приобретали какие-либо товары через телемагазины или услышав рекламу по радио. Информацию о своих жертвах преступники получают от недобросовестных работников данных организаций. После этого они звонят, представляются какой-либо службой безопасности и говорят, что «ранее вы приобрели товар по явно завышенной в несколько раз цене, той фирмой занимаются правоохранительные органы, а они, в свою очередь, компенсируют покупателям часть ранее необоснованно произведённых расходов».
Обычно потерпевшему называется сумма компенсации в размере половины стоимости приобретённого товара. При этом предлагается оплатить расходы по перечислению средств, налоги и услуги юриста. Эта сумма составляет от 30 до 50 процентов якобы полагающейся компенсации. Деньги потерпевшие переводят мошенникам также на счёт мобильного телефона. Кроме того, встречаются случаи размещения в сети Интернет сообщений о продаже автомобиля по цене значительно ниже рыночной. В данном случае преступники предлагают перечислить им аванс за приобретаемый автомобиль.
Эмоции в сторону
– Выносятся ли по этим фактам приговоры?
– В расследовании данных категорий преступлений возникают сложности, которые связаны как с установлением личности злоумышленника, который звонил потерпевшему и высказывал просьбу передать денежные средства за «решение проблем» с родственником якобы попавшим в беду, так и с выявлением всей цепочки перечисления и обналичивания денежных средств. Проводимые розыскные мероприятия показывают, что подавляющее большинство телефонных звонков потерпевшим поступает из регионов европейской части нашей страны либо из исправительных учреждений. Несомненно, что проще раскрыть преступление, если потерпевший своевременно сообщил в правоохранительные органы о вымогательстве, а непосредственный получатель денег задержан на месте преступления. И довольно трудно установить мошенника, который, находясь «за тридевять земель», к примеру, в Самарской области, похитил деньги с вашей банковской карты.
И, тем не менее, факты успешного раскрытия подобных преступлений налицо. В частности, Индустриальным судом города Барнаул вынесен приговор в отношении мошенника, который, отбывая наказание в одной из колоний Новосибирской области, звонил в Барнаул. Изменяя голос, представлялся то родственником, то сотрудником полиции и под предлогом возмещения ущерба просил перечислить деньги. Ему было доказано 16 эпизодов на общую сумму более 120 тысяч рублей.
Приговором Каменского городского суда осуждены четверо граждан за совершение 15 преступлений. Действуя в сговоре, они вводили в заблуждение пожилых людей, представляясь их родственниками, попавшими в беду, и мошенническим путём получали с потерпевших денежные средства.
Аналогичные приговоры выносились практически всеми районными судами города Барнаул, а также в Тальменском, Павловском и других районах края. Остаётся верить, что в будущем таких преступлений будет регистрироваться гораздо меньше, и люди, общаясь с аферистами, перестанут руководствоваться сугубо эмоциями. В связи с этим правоохранительные органы обращаются ко всем жителям края с убедительной просьбой: не спешите расставаться со своими накоплениями, разговаривая по телефону, обязательно проверяйте информацию, иначе вы станете очередной жертвой мошенников.
«Алтайская правда» №296-298
Обман на доверии
– С начала текущего года в правоохранительные органы края поступило более тысячи сообщений о фактах телефонного мошенничества, по которым возбуждено около 300 уголовных дел, – говорит П.В. Новиков. – То есть, телефонное мошенничество принимает массовый характер. Самой распространённой является схема обмана, как правило, пожилых людей, когда злоумышленники по телефону сообщают о каком-либо несчастье, случившемся с близкими. Мошенники звонят с незнакомого номера, представляются родственниками и взволнованным голосом сообщают, что задержаны сотрудниками полиции. Речь может идти о дорожно-транспортном происшествии, хранении оружия или наркотиков, нанесении телесных повреждений. На самом деле звонящий может находиться как в местах лишения свободы, так и на свободе в другом регионе страны.
Злоумышленник разыгрывает настоящий спектакль: произносит заранее заготовленные фразы, а далее действует по обстоятельствам. Нередко в ходе разговора люди сами подсказывают нужную преступнику информацию. В беседу почти всегда вступает якобы сотрудник полиции, который объясняет, что не раз помогал людям таким образом, и для положительного решения вопроса, естественно, необходима определённая сумма денег. Если потенциальная жертва поддалась на обман и согласилась привезти указанную сумму, аферист называет адрес, куда нужно приехать.
Нередко потерпевшие сами, следуя указаниям преступников, перечисляют через платёжные терминалы по оплате услуг мобильной связи денежные средства на счёт мобильного телефона, который им называет мошенник. Полученные таким путём деньги злоумышленник обналичивает через системы блиц-переводов. «Переговорщики» стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор, иногда вплоть до получения денег. После того, как жертва обмана оставляет заявленную сумму в указанном месте или кому-то передаёт деньги, ей сообщают, где можно увидеть своего родственника или знакомого.
– Пётр Валентинович, как себя вести в такой ситуации?
– Как показывает практика, выявить факт мошенничества не составляет никакого труда. Нужно лишь, самое главное, прервать разговор и перезвонить тому человеку, который якобы оказался в беде. Если телефон отключён, нужно уточнить информацию, связавшись с его друзьями и родственниками. Да, беспокойство за близкого мешает мыслить здраво, но надо взять себя в руки. Следует задать уточняющие вопросы, ответы на которые мошеннику не известны: например, когда вы виделись в последний раз, как выглядите и так далее. Если звонивший представился сотрудником правоохранительных органов, то спросите, из какого он отделения полиции. Затем наберите «02», узнайте номер дежурной части данного отделения и поинтересуйтесь, действительно ли родственник доставлен туда. Помните: даже если он действительно попал в «неприятную историю» и находится в отделении, то попытка «выкупить» его является преступлением.
Звонок из банка
– В последнее время абонентам сотовой связи всё чаще приходят сообщения о блокировке банковских карт. При этом попытки самостоятельно разблокировать карту через банкомат приводят к хищению денег. Как нужно поступать в этой ситуации?
– Действительно, распространённым способом мошенничества является использование SMS-сообщений о блокировке банковской карты. Для совершения мошенничества по данной схеме преступник рассылает сообщения на абонентские номера граждан от имени службы безопасности банка и указывает контактный абонентский номер для обратной связи. В процессе звонка происходит беседа потерпевшего с мнимым сотрудником службы безопасности, который в свою очередь поясняет: мол, произошёл сбой системы, и часть банковских карт заблокированы. Для устранения неполадок предлагает подойти к банкомату и оттуда вновь позвонить ему. Далее мошенник называет последовательность производимых операций, в том числе якобы контрольный набор цифр, которым на самом деле оказывается номером его мобильного телефона.
Из разговора преступник узнаёт остаток средств на карте и, уменьшив его на несколько десятков рублей, просит жертву ввести его под видом «секретного кода». То есть потерпевший фактически со счёта своей банковской карты перечисляет деньги на мобильный номер преступника. Встречаются случаи, когда мошенник, узнав от потерпевшего, что на счёте карты мало денежных средств, их не похищает, а называет потерпевшему порядок операций, которые приводят к подключению услуги «Мобильный кошелёк». Так он «привязывает» чужую банковскую карту к своему номеру телефона. Впоследствии к нему поступают сообщения о пополнении счёта этой карты, например, перечисление заработной платы. И что ему остаётся делать? Конечно, перевести деньги с карты на свой номер мобильного телефона.
Лучший совет в этой ситуации – не спешить и не звонить по телефону, указанному в SMS. Для того чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, нужно просто позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Номера этих телефонов имеются на самой банковской карте. Там подскажут, имеются ли проблемы с картой и, скорее всего, ответят, что она продолжает обслуживаться банком, никаких сбоев не было. Другой способ проверить информацию о блокировке – самому подойти к банкомату и просто запросить баланс по счёту. Если на нём есть остаток средств, то карта не заблокирована, и вас просто пытались обмануть.
«Развод» с переводом
– Какие ещё уловки используют преступники?
– Человек получает сообщение вроде «Вы выиграли приз» или «Вам полагается компенсация». Мошенники предлагают перечислить денежные средства на определённый расчётный счёт с целью уплаты государственной пошлины, налогов или иных расходов. Как правило, жертвами данных видов мошенничества являются люди, которые ранее приобретали какие-либо товары через телемагазины или услышав рекламу по радио. Информацию о своих жертвах преступники получают от недобросовестных работников данных организаций. После этого они звонят, представляются какой-либо службой безопасности и говорят, что «ранее вы приобрели товар по явно завышенной в несколько раз цене, той фирмой занимаются правоохранительные органы, а они, в свою очередь, компенсируют покупателям часть ранее необоснованно произведённых расходов».
Обычно потерпевшему называется сумма компенсации в размере половины стоимости приобретённого товара. При этом предлагается оплатить расходы по перечислению средств, налоги и услуги юриста. Эта сумма составляет от 30 до 50 процентов якобы полагающейся компенсации. Деньги потерпевшие переводят мошенникам также на счёт мобильного телефона. Кроме того, встречаются случаи размещения в сети Интернет сообщений о продаже автомобиля по цене значительно ниже рыночной. В данном случае преступники предлагают перечислить им аванс за приобретаемый автомобиль.
Эмоции в сторону
– Выносятся ли по этим фактам приговоры?
– В расследовании данных категорий преступлений возникают сложности, которые связаны как с установлением личности злоумышленника, который звонил потерпевшему и высказывал просьбу передать денежные средства за «решение проблем» с родственником якобы попавшим в беду, так и с выявлением всей цепочки перечисления и обналичивания денежных средств. Проводимые розыскные мероприятия показывают, что подавляющее большинство телефонных звонков потерпевшим поступает из регионов европейской части нашей страны либо из исправительных учреждений. Несомненно, что проще раскрыть преступление, если потерпевший своевременно сообщил в правоохранительные органы о вымогательстве, а непосредственный получатель денег задержан на месте преступления. И довольно трудно установить мошенника, который, находясь «за тридевять земель», к примеру, в Самарской области, похитил деньги с вашей банковской карты.
И, тем не менее, факты успешного раскрытия подобных преступлений налицо. В частности, Индустриальным судом города Барнаул вынесен приговор в отношении мошенника, который, отбывая наказание в одной из колоний Новосибирской области, звонил в Барнаул. Изменяя голос, представлялся то родственником, то сотрудником полиции и под предлогом возмещения ущерба просил перечислить деньги. Ему было доказано 16 эпизодов на общую сумму более 120 тысяч рублей.
Приговором Каменского городского суда осуждены четверо граждан за совершение 15 преступлений. Действуя в сговоре, они вводили в заблуждение пожилых людей, представляясь их родственниками, попавшими в беду, и мошенническим путём получали с потерпевших денежные средства.
Аналогичные приговоры выносились практически всеми районными судами города Барнаул, а также в Тальменском, Павловском и других районах края. Остаётся верить, что в будущем таких преступлений будет регистрироваться гораздо меньше, и люди, общаясь с аферистами, перестанут руководствоваться сугубо эмоциями. В связи с этим правоохранительные органы обращаются ко всем жителям края с убедительной просьбой: не спешите расставаться со своими накоплениями, разговаривая по телефону, обязательно проверяйте информацию, иначе вы станете очередной жертвой мошенников.
«Алтайская правда» №296-298