Каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право на судебную защиту. В первом обращении Дмитрия Медведева к российскому парламенту 5 ноября 2008 года Президент РФ отметил: «По мере укрепления нашего демократического государства роль суда будет, естественно, только возрастать». Выступая на VII Всероссийском съезде судей, Президент подчеркнул: «Для граждан важна доступность как самого суда, так и информации по его деятельности. Прежде всего, это повышение доверия, уважения граждан к суду – тема исключительно важная для нашей страны».
Для закрепления принципа открытости правосудия и в целях обеспечения реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных прав, свобод или законных интересов, а также упорядочения процедуры реализации права на судебную защиту, в 2009 году в судах Алтайского края организована работа приёмных суда. С 11 января 2009 года такая приёмная действует и в Зональном районном суде. Деятельность приёмной в Зональном районном суде осуществляется в соответствии с Положением, Регламентом и правилами внутреннего трудового распорядка. Приём ведётся в рабочие дни с 8 до 17 часов с перерывом на обед с 12 до 13 часов. Время работы приёмной в пятницу сокращено на один час, то есть приём ведётся до 16 часов. Обязанности по приёму граждан возложены на помощников судей. Ведут они его поочерёдно, согласно графику дежурств, утверждённому председателем суда. Сведения о должностном лице, осуществляющем приём граждан, можно получить у судебного пристава. При приёме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а законный представитель гражданина – документ, подтверждающий полномочия (доверенность). Граждане, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения, на приём не допускаются. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина приём может быть прекращён. Основными функциями приёмной суда являются обеспечение приёма письменных обращений граждан, а также документов по конкретным судебным делам; жалоб на действия судей, работников аппарата суда; приём исковых заявлений, кассационных (частных) жалоб и представлений; выдача копий судебных документов, в том числе повторная; создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных документов, в том числе с помощью собственных технических средств и за свой счёт. Работники приёмной обязаны оказывать информационно-консультативную помощь гражданам в разъяснении процессуального законодательства и организации судебного делопроизводства. При этом они вправе давать консультации о форме искового заявления и прилагаемых документах; о порядке судопроизводства; об основаниях отказа в принятии, возвращении, оставлении без движения искового заявления (заявления, жалобы); по вопросам, связанным с государственной пошлиной и другим аспектам судопроизводства. Исключение составляют консультационные и подобные им вопросы, касающиеся оценки доказательств, влияющих на характер, объём правоотношений и так далее. Зачастую граждане воспринимают приёмную суда как некую юридическую консультацию, что является совершенно неправильным. Существует ряд ограничений, направленных на соблюдение принципов независимости судебной власти и состязательности сторон. В связи с этим работники приемной не имеют права предоставлять кому бы то ни было информацию о номерах телефонов руководителей и судей данного суда, о фамилиях судей, участвующих в рассмотрении дела (обращения) до начала его рассмотрения, а также информацию, составляющую охраняемую законом тайну. Работникам приемной запрещено оказывать юридическую помощь гражданам, обратившимся в суд, за исключением предоставления информации по вопросам оформления обращений, подаваемых в суд, порядка их подачи, получения ответа или запрашиваемых документов. Обращаю внимание граждан на то, что суд не является органом, оказывающим юридическую помощь, и не участвует в подготовке гражданам процессуальных документов (например, исковых заявлений). Юридические услуги жителям района оказывают лица, обладающие специальным статусом, – адвокаты или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся в этой области. При этом граждане, имеющие среднедушевой доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, а также ряд других категорий населения имеют право на бесплатную адвокатскую помощь. Данная норма закреплена статьёй 26 федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Районный суд на практике развивает принцип открытости и доступности правосудия, согласно которому каждый гражданин вправе обратиться в суд. В связи с этим мы готовы рассмотреть любое предложение, замечание или жалобу по организации работы приёмной суда. При наличии таких обращений просим граждан подавать их председателю суда или его помощнику. Каждое обращение будет рассмотрено в установленный законом срок и его автор получит мотивированный ответ.
Александр ПАЛАГИН, помощник председателя Зонального районного суда
Для закрепления принципа открытости правосудия и в целях обеспечения реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных прав, свобод или законных интересов, а также упорядочения процедуры реализации права на судебную защиту, в 2009 году в судах Алтайского края организована работа приёмных суда. С 11 января 2009 года такая приёмная действует и в Зональном районном суде. Деятельность приёмной в Зональном районном суде осуществляется в соответствии с Положением, Регламентом и правилами внутреннего трудового распорядка. Приём ведётся в рабочие дни с 8 до 17 часов с перерывом на обед с 12 до 13 часов. Время работы приёмной в пятницу сокращено на один час, то есть приём ведётся до 16 часов. Обязанности по приёму граждан возложены на помощников судей. Ведут они его поочерёдно, согласно графику дежурств, утверждённому председателем суда. Сведения о должностном лице, осуществляющем приём граждан, можно получить у судебного пристава. При приёме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а законный представитель гражданина – документ, подтверждающий полномочия (доверенность). Граждане, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения, на приём не допускаются. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина приём может быть прекращён. Основными функциями приёмной суда являются обеспечение приёма письменных обращений граждан, а также документов по конкретным судебным делам; жалоб на действия судей, работников аппарата суда; приём исковых заявлений, кассационных (частных) жалоб и представлений; выдача копий судебных документов, в том числе повторная; создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных документов, в том числе с помощью собственных технических средств и за свой счёт. Работники приёмной обязаны оказывать информационно-консультативную помощь гражданам в разъяснении процессуального законодательства и организации судебного делопроизводства. При этом они вправе давать консультации о форме искового заявления и прилагаемых документах; о порядке судопроизводства; об основаниях отказа в принятии, возвращении, оставлении без движения искового заявления (заявления, жалобы); по вопросам, связанным с государственной пошлиной и другим аспектам судопроизводства. Исключение составляют консультационные и подобные им вопросы, касающиеся оценки доказательств, влияющих на характер, объём правоотношений и так далее. Зачастую граждане воспринимают приёмную суда как некую юридическую консультацию, что является совершенно неправильным. Существует ряд ограничений, направленных на соблюдение принципов независимости судебной власти и состязательности сторон. В связи с этим работники приемной не имеют права предоставлять кому бы то ни было информацию о номерах телефонов руководителей и судей данного суда, о фамилиях судей, участвующих в рассмотрении дела (обращения) до начала его рассмотрения, а также информацию, составляющую охраняемую законом тайну. Работникам приемной запрещено оказывать юридическую помощь гражданам, обратившимся в суд, за исключением предоставления информации по вопросам оформления обращений, подаваемых в суд, порядка их подачи, получения ответа или запрашиваемых документов. Обращаю внимание граждан на то, что суд не является органом, оказывающим юридическую помощь, и не участвует в подготовке гражданам процессуальных документов (например, исковых заявлений). Юридические услуги жителям района оказывают лица, обладающие специальным статусом, – адвокаты или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся в этой области. При этом граждане, имеющие среднедушевой доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, а также ряд других категорий населения имеют право на бесплатную адвокатскую помощь. Данная норма закреплена статьёй 26 федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Районный суд на практике развивает принцип открытости и доступности правосудия, согласно которому каждый гражданин вправе обратиться в суд. В связи с этим мы готовы рассмотреть любое предложение, замечание или жалобу по организации работы приёмной суда. При наличии таких обращений просим граждан подавать их председателю суда или его помощнику. Каждое обращение будет рассмотрено в установленный законом срок и его автор получит мотивированный ответ.
Александр ПАЛАГИН, помощник председателя Зонального районного суда