В первый день каждого нового учебного года с утра начинаю волноваться. В школе я работаю уже 40 лет, но ничего с собой поделать не могу – перед первым уроком предательски ломается голос, ладони становятся влажными, по телу пробегает лёгкий озноб. Такое чувство, что всё перезабыла и непонятно с чем сейчас выйду к детям…
Иду по длинному школьному коридору, до краёв наполненному задорными ребячьими лицами, смехом и гомоном, самоуверенным баском старшеклассников, девчачьим писком, беготнёй и перезвоном электрического звонка. Кажется, что эти краски и звуки знакомы мне уже целую вечность, но всякий раз они рождают ощущение новизны, возбуждающе радостной и в то же время немного пугающей неизвестности. Школьный коридор напоминает мне живой организм – бодрый, неугомонный,живущий своей жизнью.
Вхожу в учительскую, подхожу к расписанию. Возле него толпятся молодые учителя. Старые, умудрённые опытом, не спешат, ведь расписание пока временное.
Работая в школе более трёх десятилетий, я выделила для себя несколько общих черт характера, которые считаю первостепенными в нелёгком учительском труде. Опыт – дело наживное. Порядочность и острый ум – само собой разумеется, без них вообще нет человека. Главное – прочные знания и любовь к детям, а остальное приложится. Остальное – это понимание детской психологии, сила воли и доброта, природное обаяние и артистизм, жизнелюбие и широта взглядов, и, наконец, умение грамотно говорить. Если когда-нибудь будет поставлен памятник «Самому нужному на земле человеку», пусть это будет памятник учителю, и пусть учителя знают, что это – им. Тем, для кого школа и дети стали смыслом жизни, кто раз и навсегда поставил призвание на первое место, а себя – на второе.
Никто не заслужил этот памятник так, как учителя... Так я думаю о своих коллегах, пока ещё они находятся в учительской. За её пределами для каждого из них лежит класс – притягательный, живой, любопытный. Милый моему учительскому сердцу класс… Поладить с ним нелегко, ещё труднее стать ему другом, но тот, кто сумеет сделать это, никогда не пожалеет, что он учитель. Класс – это дети. Отдай им всё, что имеешь, поделись тем, что тебе близко и дорого, ничего не оставляй про запас, и они твои навсегда.
И ещё некоторые размышления по поводу своей профессии. Кто из нас, учителей-словесников, не проклинал в сердцах наше ремесло? Кто в минуту гнева не возносил небу жалобу на непосильную нагрузку, неподъёмные пачки тетрадей, нерадивость учеников и суровость администрации школы? Кому из коллег не знакомо состояние, близкое к неврастении, когда, прочитав пару десятков ученических сочинений, ловишь себя на мысли, что сам начинаешь думать и говорить косноязычно? В эти мгновения хочется только одного – никогда больше не прикасаться к этим «залежам мудрости», которые начинающего учителя заставляют хохотать, а опытного болезненно содрогаться!
Но что же такое словесник?! Это же сущий мученик! Что его жизнь? Не настоящая ли каторга?! И, Боже мой, какое это счастье, когда учительская драга наконец-то намывает из ученического словесного шлака золотой самородочек, пусть даже самый крохотный!
И всё же благословенно наше ремесло, дорогие коллеги! Смотреть в любопытные глаза детей, видеть, как непосредственно и бурно выражают они свои эмоции, читать их милые каракули, в которых порой столько непосредственности и живого чувства, отвечать на вопросы, которые нам, взрослым, никогда и в голову не придут – это ли не подлинное счастье?!
Когда несёшь домой на проверку очередную пачку ученических сочинений, каждый раз в душе надеешься, что попадётся умная, интересная работа (может и не одна!), которая заставит тебя сопереживать и размышлять, и подтвердит, что в нашем труде тоже есть «высокое значенье». Надо только постараться самому сохранить в себе тягу к творчеству, к нестандартным подходам, поддерживать целеустремлённых ребят и стараться не дать заглохнуть, увянуть ни одному ростку таланта, рвущемуся к свету из детского сердца.
Людмила МАКАРОВА, учитель русского языка и литературы, с. Луговское
При использовании материалов сайта ссылка на автора и газету "За урожай" обязательна. Все права защищены. 2024