Директор современной школы… Кто он? Чем занимается? За что отвечает? Ответить на эти вопросы в двух словах нельзя, потому что директор сегодня выполняет более сорока функций, начиная с воспитателя и учителя и заканчивая менеджером. Выходит, директор современной школы – это «и швец, и жнец, и на дуде игрец…»
Но директор школы – это, прежде всего, личность. От его деятельности зависит жизнь школы. Именно руководитель призван выстроить в образовательном учреждении такую систему взаимоотношений, чтобы педагогический коллектив понимал – нужно жить и работать ради детей. Кроме того, директор школы обязан создавать атмосферу добра и уважения в детском сообществе, основанную на принципе: «Мы разные, но равные». Руководитель не только обязан хорошо знать жизнь школьного коллектива, учитывать особенности уклада школьной жизни, но и уметь оценивать внешние факторы, которые оказывают влияние на стабильность жизни школы, быстро ориентироваться в выборе нужных решений.
Школа – это один из немногих социальных институтов, реально отвечающих за социальную стабильность современного общества. В наши дни в адрес школы, особенно в адрес её директора, порой слышатся упреки за слабую материальную базу, детскую безнадзорность, плохое техническое состояние здания и так далее. Директору школы часто приходится вставать в положение оправдывающегося и извиняющегося перед контрольными органами, коллективом, родителями за многие последствия социальной дифференциации общества, за хроническое недофинансирование системы образования и за многие грехи, выходящие за пределы его должностных полномочий.
Директор отвечает за всё, что происходит в школе, но он не в силах уменьшить количество отчётов, которыми сегодня задушена система образования; организовать отвечающее всем требованиям горячее питание в школьной столовой, так как помощь государства составляет менее четырёх рублей в день на одного ребенка; обеспечить учебниками всех учеников, исходя из того, что на одного обучающегося в школьную библиотеку поступает всего 42 рубля в год, а учебники стоят очень дорого; выполнить качественно ремонт здания школы, не делая поборов с родителей и не надеясь на спонсорскую помощь. То, с каким трудом осуществляется подготовка школы к новому учебному году, знает только директор. А чего стоит без срывов пережить отопительный сезон, ни на один день не прекращая занятия!
Помимо этих проблем и забот директор школы обязан непрерывно проводить воспитательную и методическую работу, вести контроль за финансово-экономической деятельностью, обеспечивать материально-техническую базу, знать и правильно применять нормативно-правовые акты и многое-многое другое. Он постоянно занят школой, живёт школой, не только учится вместе со школой, но и опережает её, потому что именно руководитель задаёт направление развития.
В педагогическом институте нет факультета, учась на котором можно получить квалификацию «директор школы». Все руководители школы – это учителя той или иной специальности. Курсы повышения квалификации дают только некоторые теоретические основы руководящей деятельности, поэтому директор набирается знаний, умений и навыков у своих коллег – директоров школ, учится решать задачи и проблемы, накапливая опыт. Лучшее из увиденного, услышанного и прочитанного он старается внедрить в жизнь своей школы, учитывая индивидуальные особенности школьного коллектива и социума.
Как бы ни была трудна работа директора школы, жизнь его озарена многими минутами настоящей радости за успехи детей, учителей. День знаний… Сколько счастливых лиц школьников, пришедших первого сентября вместе с родителями в свой класс! А как дети радуются всему новому, что появилось за лето в школе! Новый год… Радость, смех, украшенная школа, маскарадные костюмы, хоровод у ёлки, интересные спектакли, дискотека. Спортивная олимпиада… Как счастливы дети получить грамоты за свои достижения! Слёт отличников и ударников учёбы… Полный зал участников слёта и родителей. Грамоты, которые получают отличники и хорошисты, приносят радость семье школьников. Научно-теоретическая конференция… Участники с удовольствием знакомят слушателей со своими докладами, проектами, исследованиями. Выпускной вечер… Переполненный зал Дома культуры, на сцене наши выпускники, у которых впереди целая жизнь. В руках у юношей и девушек аттестаты зрелости, в каждом из которых есть частичка труда школьного коллектива в целом и директора школы в частности.
Учительская профессия – это «болезнь», которой настоящий учитель однажды «заболевает» на всю жизнь. Директор школы – это человек, который не только «болен» учительством, но школа для него ещё и образ жизни.
Для учителя 1 сентября – это начало нового года. С наступившим Новым годом вас, уважаемые педагоги района, директора школ, ветераны педагогического труда! Желаю всем оптимизма, уверенности в будущем, умения радоваться малому и делиться этой радостью с окружающими, а начинающим директорам школы также успехов, дерзаний и не бояться заболеть директорской «болезнью» на всю жизнь.
Татьяна РИДЕЛЬ, директор Буланихинской средней школы
Но директор школы – это, прежде всего, личность. От его деятельности зависит жизнь школы. Именно руководитель призван выстроить в образовательном учреждении такую систему взаимоотношений, чтобы педагогический коллектив понимал – нужно жить и работать ради детей. Кроме того, директор школы обязан создавать атмосферу добра и уважения в детском сообществе, основанную на принципе: «Мы разные, но равные». Руководитель не только обязан хорошо знать жизнь школьного коллектива, учитывать особенности уклада школьной жизни, но и уметь оценивать внешние факторы, которые оказывают влияние на стабильность жизни школы, быстро ориентироваться в выборе нужных решений.
Школа – это один из немногих социальных институтов, реально отвечающих за социальную стабильность современного общества. В наши дни в адрес школы, особенно в адрес её директора, порой слышатся упреки за слабую материальную базу, детскую безнадзорность, плохое техническое состояние здания и так далее. Директору школы часто приходится вставать в положение оправдывающегося и извиняющегося перед контрольными органами, коллективом, родителями за многие последствия социальной дифференциации общества, за хроническое недофинансирование системы образования и за многие грехи, выходящие за пределы его должностных полномочий.
Директор отвечает за всё, что происходит в школе, но он не в силах уменьшить количество отчётов, которыми сегодня задушена система образования; организовать отвечающее всем требованиям горячее питание в школьной столовой, так как помощь государства составляет менее четырёх рублей в день на одного ребенка; обеспечить учебниками всех учеников, исходя из того, что на одного обучающегося в школьную библиотеку поступает всего 42 рубля в год, а учебники стоят очень дорого; выполнить качественно ремонт здания школы, не делая поборов с родителей и не надеясь на спонсорскую помощь. То, с каким трудом осуществляется подготовка школы к новому учебному году, знает только директор. А чего стоит без срывов пережить отопительный сезон, ни на один день не прекращая занятия!
Помимо этих проблем и забот директор школы обязан непрерывно проводить воспитательную и методическую работу, вести контроль за финансово-экономической деятельностью, обеспечивать материально-техническую базу, знать и правильно применять нормативно-правовые акты и многое-многое другое. Он постоянно занят школой, живёт школой, не только учится вместе со школой, но и опережает её, потому что именно руководитель задаёт направление развития.
В педагогическом институте нет факультета, учась на котором можно получить квалификацию «директор школы». Все руководители школы – это учителя той или иной специальности. Курсы повышения квалификации дают только некоторые теоретические основы руководящей деятельности, поэтому директор набирается знаний, умений и навыков у своих коллег – директоров школ, учится решать задачи и проблемы, накапливая опыт. Лучшее из увиденного, услышанного и прочитанного он старается внедрить в жизнь своей школы, учитывая индивидуальные особенности школьного коллектива и социума.
Как бы ни была трудна работа директора школы, жизнь его озарена многими минутами настоящей радости за успехи детей, учителей. День знаний… Сколько счастливых лиц школьников, пришедших первого сентября вместе с родителями в свой класс! А как дети радуются всему новому, что появилось за лето в школе! Новый год… Радость, смех, украшенная школа, маскарадные костюмы, хоровод у ёлки, интересные спектакли, дискотека. Спортивная олимпиада… Как счастливы дети получить грамоты за свои достижения! Слёт отличников и ударников учёбы… Полный зал участников слёта и родителей. Грамоты, которые получают отличники и хорошисты, приносят радость семье школьников. Научно-теоретическая конференция… Участники с удовольствием знакомят слушателей со своими докладами, проектами, исследованиями. Выпускной вечер… Переполненный зал Дома культуры, на сцене наши выпускники, у которых впереди целая жизнь. В руках у юношей и девушек аттестаты зрелости, в каждом из которых есть частичка труда школьного коллектива в целом и директора школы в частности.
Учительская профессия – это «болезнь», которой настоящий учитель однажды «заболевает» на всю жизнь. Директор школы – это человек, который не только «болен» учительством, но школа для него ещё и образ жизни.
Для учителя 1 сентября – это начало нового года. С наступившим Новым годом вас, уважаемые педагоги района, директора школ, ветераны педагогического труда! Желаю всем оптимизма, уверенности в будущем, умения радоваться малому и делиться этой радостью с окружающими, а начинающим директорам школы также успехов, дерзаний и не бояться заболеть директорской «болезнью» на всю жизнь.
Татьяна РИДЕЛЬ, директор Буланихинской средней школы