Как в районе реализуется президентская инициатива
Я часто думаю о школе, в которой училось моё поколение, о школе, в которой учились мои дети, и о школе, в которой будут учиться мои внуки. Они не похожи друг на друга, хотя цели и задачи у них одни. Моя школа была доброй и строгой. Окончив её, я поняла, что товарищество – это высшая ценность человеческих отношений. Выпускники моей школы не были «оскорблены» историей нашей Родины, гордились Победой, достижениями советской науки, первым космонавтом, увлекались поэзией, играли в школьный КВН, читали наизусть Маяковского, Есенина, учились по книгам Толстого, Чехова, Гайдара.
Школа моих детей попала во времена перестройки и, слава Богу, не застряла в ней. Школа смогла устоять, не допустила развала, дала шанс своим выпускникам продолжить образование в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Они стали жить в другой стране, уже не в СССР, октябрятами были, а вот в комсомол и пионеры – не успели.
Школы, в которых будут учиться наши внуки, совсем другие. Задача у школ очень трудная – стать конкурентоспособными в компании «сильных», найти своих учеников, держать непростую связь с родителями. Да и никакого соревнования и сравнения между школами быть не может, так как школа – самый живой организм, и в ней всегда будут изменения. Но какие? Платное образование для небогатых? Закрытие деревенских школ, которое означает закрытие деревни или посёлка? Не до конца выполненная идея по отраслевой заработной плате? Об этом наш сегодняшний разговор с председателем комитета по образованию администрации Зонального района Анатолием Ивановичем Колмаковым (НА СНИМКЕ).
– Анатолий Иванович, 2010 год – Год учителя. Год назад Д.А. Медведев в ежегодном Послании обозначил составляющие Национальной образовательной инициативы. Как в нашем районе реализуется инициатива Президента России о «новой школе»? Что вообще такое – «новая школа»?
– Новая школа – это рост качества образования, совершенствование материально-технической базы, развитие механизмов социальной защиты охраны прав детства, соответствие образовательных услуг критериям качества образования. Новая школа – это технически оборудованные кабинеты, широкая компьютеризация, с использованием в учебном процессе интернетресурсов. Новая школа – это центр самого вкусного и полноценного питания, образец для родителей в правильном питании детей. Школа – не только избыток информации, но и место, где работает душа. Вот такой должна стать наша новая школа, и предпосылки её изменений уже заданы.
Следует отметить, что в последние годы произошли позитивные перемены в росте успеваемости учащихся. Выпускники школ лучше сдают ЕГЭ, больше родителей выражают удовлетворённость качеством образовательных услуг. Значительные изменения произошли в плане укрепления материальной базы школ Зонального района. Широкая информатизация школ изменила характер преподавания, а уровень усвоения новых учебных знаний стал более эффективным.
В настоящее время все образовательные учреждения Зонального района имеют паспорта безопасности. Все девять средних школ обеспечены школьными автобусами. Все школы подключены и имеют доступ к сети Интернет. В школах района появилось специальное оборудование для предметных классов. В Буланихинской, Луговской, Мирной, Соколовской средних школах установлены кабинеты химии, в Новочемровской – географии, в Соколовской – русского языка и литературы, в Шубенской – естествознания, в Зональной – лингафонный кабинет иностранных языков. Школы района оснащены современной проекционной аппаратурой, организованы автоматизированные рабочие места учителя, интерактивные доски делают учебный процесс увлекательным, зрелищным и доступным. Позитивную роль играет модернизация столовых. Новое технологичное оборудование для столовых получили 8 школ района. И сегодня можно говорить уже не о разовом, а о двухразовом питании школьников по меню, утверждённому Роспотребнадзором.
В Зональном районе педагоги, ветераны педагогического труда не имеют задолженности по компенсациям за коммунальные услуги, выплате за методическую литературу. Своевременно выплачивается заработная плата, стимулирующие выплаты за классное руководство.
– Как Вы думаете, что препятствует развитию «нашей новой школы»?
– На фоне уменьшения численности учащихся школ произошло приведение в соответствие числа педагогических работников. Это остановило процесс естественного старения педагогических кадров, обеспечило их омоложение за счёт молодых специалистов. Однако выпускники педвузов в село ехать не спешат в основном из-за невысокой заработной платы молодого специалиста, отсутствия жилья, по другим причинам.
Несмотря на то, что доля расходов в бюджете района на общее образование растёт, средств по-прежнему не хватает на выполнение противопожарных, а также мероприятий по приведению оснащённости зданий в соответствие с современными всё возрастающими требованиями Роспотребнадзора и других надзорных органов. Здания образовательных учреждений по проектам прошлых лет не имели горячего водоснабжения, душевых кабин в спортивных залах, защитных конструкций на батареях отопления, силовой электропроводки, способной выдерживать большие нагрузки для обеспечения современных требований освещённости учебных классов. Не было речи раньше и о том, чтобы в каждом классе стояли учебные столы, соответствующие росту каждого учащегося (ведь на уроки в один и тот же кабинет по-прежнему приходят школьники разных возрастов и разного роста).
Малокомплектность школ не позволяет открывать классы с углубленным изучением отдельных предметов, а в 10-11 классах организовывать профильную подготовку без сетевого взаимодействия. За три года затраты на одного учащегося выросли на 10 тысяч рублей и составили 37572 рубля. Чтобы оптимизировать эти расходы, на основании экспертных заключений, изучения мнений педагогов, учащихся и родителей, реорганизованы Луговская, Зональная и Соколовская общеобразовательные школы. Это позволило 8 учащимся п. Новый Быт, 17 учащимся с. Новая Михайловка и 8 школьникам из с. Савиново радикально изменить условия образовательного процесса, качество получаемых образовательных услуг.
В настоящее время школам для выполнения финансовых обязательств по краевым программам развития образования и предписаниям надзорных органов (это штрафы Роспотребнадзора и арбитражного суда) необходимо около одного миллиона рублей. Деньги в бюджете района в размере 400 тысяч рублей найдены, хотя сделать это было очень непросто. Выделенные средства помогут завершить модернизацию столовых, решить вопросы по оплате лицензирования и аккредитации. А впереди новые требования: приборы учёта тепла и воды, обслуживание АПС, «ГЛОНАСС» на автобусах…, капитальные ремонты ветшающих зданий.
– Анатолий Иванович, Вы ведёте большую общественную работу, являетесь председателем Бийского образовательного округа, причём избраны уже второй раз. А как обстоят дела по оптимизации образовательных учреждений в соседних с нами районах? Как на их фоне выглядит Зональный район?
– В Бийском образовательном округе 13 сельских районов и 2 города (Бийск, Белокуриха). Процессы происходят аналогичные нашим, только в разных объёмах. Так, в Ельцовском районе законсервирована одна школа, в Солонешном – 6, в Троицком закрыты три начальных, одна основная стала начальной и одна средняя – основной. Количество учащихся прямо влияет на статус образовательного учреждения. Число учащихся в нашем районе продолжает сокращаться, хотя темпы уменьшились в 2 раза. У соседей, в Алтайском, Бийском, Советском, Красногорском районах, Бийске, незначительно выросла численность школьников. Средняя наполняемость классов в районах Бийского образовательного округа разная. В Алтайском районе она составляет 13,2, В Зональном и Смоленском – 13,0, по 12,2-12,4 – в Петропавловском, Бийском. Самые низкие показатели по наполняемости классов в Солонешенском и Солтонском районах (8,2 и 6,8 соответственно).
– А какие требования новая школа предъявляет к педагогам, как оплачивается их труд?
– Изменились условия труда педагогов, теперь обновление затронуло и аттестацию. С 2010-2011 учебного года она становится обязательной. «Выпадает из обоймы» вторая квалификационная категория, усложняются требования к прохождению курсовой подготовки (теперь учитель по итогам курсов не только выполняет исследовательскую работу, проект, но и будет сдавать квалификационный экзамен, близко напоминающий по форме ЕГЭ, но по содержанию отражающий вопросы методики, педагогики, психологии, предмета). Уже сейчас каждый учитель имеет рабочую программу по предмету, представляет самоанализ в качестве обобщения 5-летнего периода деятельности.
В школах района работают квалифицированные педагоги. С высшей категорией – 25 %, первой – 52 %, второй – 16 %. Отрадно, что в последнее время растёт число педагогов-призёров ПНПО (их в районе уже десять), демонстрирующих высокие результаты внедрения инновационных педагогических технологий. Среди работающих учителей двое имеют высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» – это О.А. Горст и Т.А. Ридель. Они открыты для общения, передают свой опыт коллегам.
Средняя заработная плата в образовании района составляет по итогам первого полугодия 10249 рублей, у молодых специалистов при нагрузке 26 часов (минимальная норма 18) – 8100 рублей.
– Анатолий Иванович, школы Зонального района гордятся своими выпускниками?
– Выпускники школ нашего района не первый год подтверждают высокую планку золотых и серебряных медалистов. В этом году выпускники района получили 9 золотых и 5 серебряных медалей. Ежегодно лучшие выпускники района по итогам ЕГЭ поступают в престижные высшие учебные заведения страны на бюджетной основе. Не могут не радовать успехи выпускников прошлых лет, одни стали успешными предпринимателями, другие занимаются наукой, третьи пошли в производство. Конечно, гордиться есть чем!
Бывает очень приятно, когда и сами выпускники не забывают о школах, в которых учились, оказывают им всяческую помощь и поддержку. В этом году, например, бывшие выпускники Зональной средней школы, бийские предприниматели, руководители компании «Две линии» В.А. Теплов и А.Л. Сычёв выделили солидную спонсорскую помощь в качестве подарков ко Дню учителя. Компания «Две линии» производит лечебную косметику на основе пантовой продукции. Учителя района были очень признательны за этот знак внимания. Многие после праздника мне звонили и просили поблагодарить меценатов. Пользуясь случаем, я публично благодарю наших бывших выпускников за оказанную спонсорскую помощь. Поверьте, это дорогого стоит!
– Спасибо, успехов Вам!
Беседовала Ирина ДУДИНА
Я часто думаю о школе, в которой училось моё поколение, о школе, в которой учились мои дети, и о школе, в которой будут учиться мои внуки. Они не похожи друг на друга, хотя цели и задачи у них одни. Моя школа была доброй и строгой. Окончив её, я поняла, что товарищество – это высшая ценность человеческих отношений. Выпускники моей школы не были «оскорблены» историей нашей Родины, гордились Победой, достижениями советской науки, первым космонавтом, увлекались поэзией, играли в школьный КВН, читали наизусть Маяковского, Есенина, учились по книгам Толстого, Чехова, Гайдара.
Школа моих детей попала во времена перестройки и, слава Богу, не застряла в ней. Школа смогла устоять, не допустила развала, дала шанс своим выпускникам продолжить образование в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Они стали жить в другой стране, уже не в СССР, октябрятами были, а вот в комсомол и пионеры – не успели.
Школы, в которых будут учиться наши внуки, совсем другие. Задача у школ очень трудная – стать конкурентоспособными в компании «сильных», найти своих учеников, держать непростую связь с родителями. Да и никакого соревнования и сравнения между школами быть не может, так как школа – самый живой организм, и в ней всегда будут изменения. Но какие? Платное образование для небогатых? Закрытие деревенских школ, которое означает закрытие деревни или посёлка? Не до конца выполненная идея по отраслевой заработной плате? Об этом наш сегодняшний разговор с председателем комитета по образованию администрации Зонального района Анатолием Ивановичем Колмаковым (НА СНИМКЕ).
– Анатолий Иванович, 2010 год – Год учителя. Год назад Д.А. Медведев в ежегодном Послании обозначил составляющие Национальной образовательной инициативы. Как в нашем районе реализуется инициатива Президента России о «новой школе»? Что вообще такое – «новая школа»?
– Новая школа – это рост качества образования, совершенствование материально-технической базы, развитие механизмов социальной защиты охраны прав детства, соответствие образовательных услуг критериям качества образования. Новая школа – это технически оборудованные кабинеты, широкая компьютеризация, с использованием в учебном процессе интернетресурсов. Новая школа – это центр самого вкусного и полноценного питания, образец для родителей в правильном питании детей. Школа – не только избыток информации, но и место, где работает душа. Вот такой должна стать наша новая школа, и предпосылки её изменений уже заданы.
Следует отметить, что в последние годы произошли позитивные перемены в росте успеваемости учащихся. Выпускники школ лучше сдают ЕГЭ, больше родителей выражают удовлетворённость качеством образовательных услуг. Значительные изменения произошли в плане укрепления материальной базы школ Зонального района. Широкая информатизация школ изменила характер преподавания, а уровень усвоения новых учебных знаний стал более эффективным.
В настоящее время все образовательные учреждения Зонального района имеют паспорта безопасности. Все девять средних школ обеспечены школьными автобусами. Все школы подключены и имеют доступ к сети Интернет. В школах района появилось специальное оборудование для предметных классов. В Буланихинской, Луговской, Мирной, Соколовской средних школах установлены кабинеты химии, в Новочемровской – географии, в Соколовской – русского языка и литературы, в Шубенской – естествознания, в Зональной – лингафонный кабинет иностранных языков. Школы района оснащены современной проекционной аппаратурой, организованы автоматизированные рабочие места учителя, интерактивные доски делают учебный процесс увлекательным, зрелищным и доступным. Позитивную роль играет модернизация столовых. Новое технологичное оборудование для столовых получили 8 школ района. И сегодня можно говорить уже не о разовом, а о двухразовом питании школьников по меню, утверждённому Роспотребнадзором.
В Зональном районе педагоги, ветераны педагогического труда не имеют задолженности по компенсациям за коммунальные услуги, выплате за методическую литературу. Своевременно выплачивается заработная плата, стимулирующие выплаты за классное руководство.
– Как Вы думаете, что препятствует развитию «нашей новой школы»?
– На фоне уменьшения численности учащихся школ произошло приведение в соответствие числа педагогических работников. Это остановило процесс естественного старения педагогических кадров, обеспечило их омоложение за счёт молодых специалистов. Однако выпускники педвузов в село ехать не спешат в основном из-за невысокой заработной платы молодого специалиста, отсутствия жилья, по другим причинам.
Несмотря на то, что доля расходов в бюджете района на общее образование растёт, средств по-прежнему не хватает на выполнение противопожарных, а также мероприятий по приведению оснащённости зданий в соответствие с современными всё возрастающими требованиями Роспотребнадзора и других надзорных органов. Здания образовательных учреждений по проектам прошлых лет не имели горячего водоснабжения, душевых кабин в спортивных залах, защитных конструкций на батареях отопления, силовой электропроводки, способной выдерживать большие нагрузки для обеспечения современных требований освещённости учебных классов. Не было речи раньше и о том, чтобы в каждом классе стояли учебные столы, соответствующие росту каждого учащегося (ведь на уроки в один и тот же кабинет по-прежнему приходят школьники разных возрастов и разного роста).
Малокомплектность школ не позволяет открывать классы с углубленным изучением отдельных предметов, а в 10-11 классах организовывать профильную подготовку без сетевого взаимодействия. За три года затраты на одного учащегося выросли на 10 тысяч рублей и составили 37572 рубля. Чтобы оптимизировать эти расходы, на основании экспертных заключений, изучения мнений педагогов, учащихся и родителей, реорганизованы Луговская, Зональная и Соколовская общеобразовательные школы. Это позволило 8 учащимся п. Новый Быт, 17 учащимся с. Новая Михайловка и 8 школьникам из с. Савиново радикально изменить условия образовательного процесса, качество получаемых образовательных услуг.
В настоящее время школам для выполнения финансовых обязательств по краевым программам развития образования и предписаниям надзорных органов (это штрафы Роспотребнадзора и арбитражного суда) необходимо около одного миллиона рублей. Деньги в бюджете района в размере 400 тысяч рублей найдены, хотя сделать это было очень непросто. Выделенные средства помогут завершить модернизацию столовых, решить вопросы по оплате лицензирования и аккредитации. А впереди новые требования: приборы учёта тепла и воды, обслуживание АПС, «ГЛОНАСС» на автобусах…, капитальные ремонты ветшающих зданий.
– Анатолий Иванович, Вы ведёте большую общественную работу, являетесь председателем Бийского образовательного округа, причём избраны уже второй раз. А как обстоят дела по оптимизации образовательных учреждений в соседних с нами районах? Как на их фоне выглядит Зональный район?
– В Бийском образовательном округе 13 сельских районов и 2 города (Бийск, Белокуриха). Процессы происходят аналогичные нашим, только в разных объёмах. Так, в Ельцовском районе законсервирована одна школа, в Солонешном – 6, в Троицком закрыты три начальных, одна основная стала начальной и одна средняя – основной. Количество учащихся прямо влияет на статус образовательного учреждения. Число учащихся в нашем районе продолжает сокращаться, хотя темпы уменьшились в 2 раза. У соседей, в Алтайском, Бийском, Советском, Красногорском районах, Бийске, незначительно выросла численность школьников. Средняя наполняемость классов в районах Бийского образовательного округа разная. В Алтайском районе она составляет 13,2, В Зональном и Смоленском – 13,0, по 12,2-12,4 – в Петропавловском, Бийском. Самые низкие показатели по наполняемости классов в Солонешенском и Солтонском районах (8,2 и 6,8 соответственно).
– А какие требования новая школа предъявляет к педагогам, как оплачивается их труд?
– Изменились условия труда педагогов, теперь обновление затронуло и аттестацию. С 2010-2011 учебного года она становится обязательной. «Выпадает из обоймы» вторая квалификационная категория, усложняются требования к прохождению курсовой подготовки (теперь учитель по итогам курсов не только выполняет исследовательскую работу, проект, но и будет сдавать квалификационный экзамен, близко напоминающий по форме ЕГЭ, но по содержанию отражающий вопросы методики, педагогики, психологии, предмета). Уже сейчас каждый учитель имеет рабочую программу по предмету, представляет самоанализ в качестве обобщения 5-летнего периода деятельности.
В школах района работают квалифицированные педагоги. С высшей категорией – 25 %, первой – 52 %, второй – 16 %. Отрадно, что в последнее время растёт число педагогов-призёров ПНПО (их в районе уже десять), демонстрирующих высокие результаты внедрения инновационных педагогических технологий. Среди работающих учителей двое имеют высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» – это О.А. Горст и Т.А. Ридель. Они открыты для общения, передают свой опыт коллегам.
Средняя заработная плата в образовании района составляет по итогам первого полугодия 10249 рублей, у молодых специалистов при нагрузке 26 часов (минимальная норма 18) – 8100 рублей.
– Анатолий Иванович, школы Зонального района гордятся своими выпускниками?
– Выпускники школ нашего района не первый год подтверждают высокую планку золотых и серебряных медалистов. В этом году выпускники района получили 9 золотых и 5 серебряных медалей. Ежегодно лучшие выпускники района по итогам ЕГЭ поступают в престижные высшие учебные заведения страны на бюджетной основе. Не могут не радовать успехи выпускников прошлых лет, одни стали успешными предпринимателями, другие занимаются наукой, третьи пошли в производство. Конечно, гордиться есть чем!
Бывает очень приятно, когда и сами выпускники не забывают о школах, в которых учились, оказывают им всяческую помощь и поддержку. В этом году, например, бывшие выпускники Зональной средней школы, бийские предприниматели, руководители компании «Две линии» В.А. Теплов и А.Л. Сычёв выделили солидную спонсорскую помощь в качестве подарков ко Дню учителя. Компания «Две линии» производит лечебную косметику на основе пантовой продукции. Учителя района были очень признательны за этот знак внимания. Многие после праздника мне звонили и просили поблагодарить меценатов. Пользуясь случаем, я публично благодарю наших бывших выпускников за оказанную спонсорскую помощь. Поверьте, это дорогого стоит!
– Спасибо, успехов Вам!
Беседовала Ирина ДУДИНА