Видимо, связано с возрастом то, что в последнее время, особенно в начале мая, накануне Дня Победы, я всё чаще вспоминаю своё детство. Моё детство выпало на годы Великой Отечественной войны и прошло в Бийске. Как только появлялись первые весенние проталины, мы, мальчишки и девчонки, кому было чуть больше 5-6 лет, не загонялись домой до позднего вечера. Бегали в основном босиком, почти до глубокой осени. Во-первых, берегли обувь – у кого-то её совсем не было, а у кого-то всего одна пара, а во-вторых, так было легче бегать и играть. На ногах у нас были вечные «цыпки», ссадины и порезы, которые мы засыпали пеплом или прогретым на солнышке песком. Играли дружно и подолгу, ведь родителям было не до нас – работали все до изнеможения. К тому же во время игр хоть немного притуплялось чувство голода, которое сопровождало нас, детей военного времени, постоянно.
Больше всего мы любили играть, конечно же, в войну. Мальчишки разных возрастов и даже девчонки, кто был побойчее, делали себе игрушечные винтовки и пистолеты и сбивались в ватагу. Потом начиналось самое главное – делёжка на «фашистов» и «красноармейцев». «Фашистом» добровольно никто не хотел быть. Ненависть к этому слову передавалась нам от взрослых, к тому же у многих отцы или старшие братья уже сложили головы на фронте, сражаясь с фашистской чумой. Чтобы никому не было обидно, мы бросали жребий кому кем быть и начинали «боевые действия».
Образцом для наших «боевых действий» служила подготовка новобранцев перед отправкой на фронт, что проводилась на Бийском военном полигоне. Посторонних, конечно же, не подпускали к полигону, но вездесущие и неугомонные мальчишки находили лазейки и из укромных мест наблюдали за тем, как проводилась учёба бойцов. Всё, что мы видели, потом воплощали в своих играх. Ходили в атаку с криками «Ура! За Родину! За Сталина!», брали укрепления «фашистов», захватывали их самих в плен. Младших часто посылали в разведку, а старшие ребята были, как правило, командирами и верховодили во всём. Во время боёв были почти настоящие потасовки, но «фашисты» всё равно сдавались, даже если были физически сильнее – «красноармейцы» обязательно должны были победить.
После «победы» играющие менялись ролями, и «война» начиналась снова. В результате таких игр были, конечно, и разбитые носы, и ссадины, но всё это происходило нечаянно, а не от жестокого обращения друг с другом. Все ребятишки были равны и в моральном, и материальном плане. Если кому-то дома давали лишний кусок хлеба или картофелину, то он всегда делился с друзьями. А тех, кто этого не делал, мы играть не брали. «Жмот» – это было самое едкое и позорное слово в то время среди ребятни. Жадничали, как правило, упитанные и хорошо одетые (по сравнению с другими ребятишками) дети спекулянтов и мнимых больных тыловиков… Люди, способные наживаться на чужом горе, были и будут всегда. Но в тяжёлое военное и послевоенное время подобная, мягко говоря, непорядочность особенно била по глазам, вызывала острую неприязнь остальных людей, живших честно и стойко переносивших голод и тяжёлый труд.
Была у некоторых мальчишек и такая нехорошая забава, как набеги на чужие огороды. Без ложной скромности скажу, что я в этом участия не принимал. И не потому, что был ещё маловат для таких «подвигов», а потому что моя бабушка доходчиво объяснила мне: «Людям и так тяжело, а огород их кормит. Бесчеловечно отнимать у солдаток последний кусок». Зимой игр у ребятни было мало. На улице особо не погуляешь: обувь и верхнюю одежду матери выдавали только в школу. Здесь-то в основном зимой мы и развлекались. Играли в «кучу-малу», «поддавки». Последняя игра была особо популярна. Интересно проходило время перед празднованием Нового года – под руководством учителей мы мастерили игрушки. Исходным материалом были старые газеты, вместо клея был варёный картофель или клейстер из муки (если удавалось достать горсточку этого дефицитного в военного время продукта). А ещё мы шили карнавальные костюмы, примитивные, но с ними новогодние утренники проходили весело и интересно.
В 1947 году моя семья перебралась из города в село Луговское. Здесь были другие игры. В «войну» играли уже не так азартно, больше в «Чапаева». У сельских школьников летом было не так уж много свободного времени, надо было помогать родителям на огороде и в поле, потому играли в основном зимой. Самыми популярными играми были «бабки» и «зоска». Главный атрибут первой игры – суставные кости коров, быков. После забоя скота таких костей – бабок – набиралось большое количество. В бабки мы резались даже в лютые морозы. Помимо спортивного интереса тут присутствовало и желание разбогатеть – проигравший выкупал у победителя свои бабки за 5, а то и 10 копеек (за штуку!). «Зоска» представляла из себя небольшой кусок овчины с пришитой к одному из концов свинцовой плиткой. Это приспособление нужно было подбрасывать вверх левой или правой ногой как можно дольше. По выходным дням и на каникулах катались со снежных горок на самодельных санках, лыжах до тех пор, пока одежда не вставала колом и лицо не синело от холода. Коньки тоже были самодельные – деревянные, с обитыми железом полозьями.
Весной круг развлечений сельской ребятни значительно расширялся. Начинали играть на проталинах в лапту. Мячи были самодельные: мастерили их из старых автомобильных шин или катали из коровьей шерсти, начёсанной с домашних бурёнок. Ещё играли в «чику». Кидали монетку об стену, потом старались от места её падения дотянуться пальцами руки до монетки противника. Если получалось – ты в выигрыше. Потом наше внимание переключалось на реку, когда начинался ледоход. Это изумительное зрелище во времена моего детства было грандиозным, вызывало и восторг, и даже робость. В первые дни по реке плыли огромные льдины, налетая друг на друга и образовывая заторы. Потом льдин на реке становилось меньше, и мы, мальчишки, вооружившись длинными палками, плавали на этих ледяных плотах по разлившейся воде. Такая забава требовала от нас ловкости, смелости и быстроты реакции. Все эти качества очень пригодились во взрослой жизни.
С наступлением лета времени на игры у нас оставалось немного. Нужно было помочь родителям в поле, тем самым увеличивая их трудодни. К тому же на подворье требовались наши руки, внимание и забота.
Понятно, что ребятня всегда находила себе заделье. А как же молодёжь? Тогда не было ни кафе, ни баров, ни кинотеатров, да и клуб-то работал далеко не в каждом селе. Тем не менее, молодые люди тоже не скучали. Некогда было – работали много, но по вечерам и по выходным обязательно собирались на вечёрки. А по большим праздникам у парней и молодых мужиков было такое развлечение как ходить «стенка на стенку» или «колхоз на колхоз». Эта взрослая забава не обходилась без синяков и шишек, но злости и желания убить ни у кого не было. Просто люди демонстрировали свою силу, умение постоять за себя и земляков.
Ход времени неумолим. У каждого человека всё остаётся в прошлом и в воспоминаниях. Вот и игры ребятни военной и послевоенной поры ушли в историю. Наши дети нашли себе другие забавы, а внуки плотно уселись за компьютеры. Конечно, они во много раз грамотнее и продвинутее детворы 40-50-х годов, но в физическом воспитании и выносливости точно проигрывают, да и здоровье нынешних детей оставляет желать лучшего. У каждого времени есть свои плюсы и минусы, но война во все времена была, есть и остаётся самым страшным деянием человечества. Так хочется, чтобы все военные действия на любом континенте и в любой форме когда-нибудь стали только фрагментом истории.
Валентин МАРКОВ, с. Луговское
Больше всего мы любили играть, конечно же, в войну. Мальчишки разных возрастов и даже девчонки, кто был побойчее, делали себе игрушечные винтовки и пистолеты и сбивались в ватагу. Потом начиналось самое главное – делёжка на «фашистов» и «красноармейцев». «Фашистом» добровольно никто не хотел быть. Ненависть к этому слову передавалась нам от взрослых, к тому же у многих отцы или старшие братья уже сложили головы на фронте, сражаясь с фашистской чумой. Чтобы никому не было обидно, мы бросали жребий кому кем быть и начинали «боевые действия».
Образцом для наших «боевых действий» служила подготовка новобранцев перед отправкой на фронт, что проводилась на Бийском военном полигоне. Посторонних, конечно же, не подпускали к полигону, но вездесущие и неугомонные мальчишки находили лазейки и из укромных мест наблюдали за тем, как проводилась учёба бойцов. Всё, что мы видели, потом воплощали в своих играх. Ходили в атаку с криками «Ура! За Родину! За Сталина!», брали укрепления «фашистов», захватывали их самих в плен. Младших часто посылали в разведку, а старшие ребята были, как правило, командирами и верховодили во всём. Во время боёв были почти настоящие потасовки, но «фашисты» всё равно сдавались, даже если были физически сильнее – «красноармейцы» обязательно должны были победить.
После «победы» играющие менялись ролями, и «война» начиналась снова. В результате таких игр были, конечно, и разбитые носы, и ссадины, но всё это происходило нечаянно, а не от жестокого обращения друг с другом. Все ребятишки были равны и в моральном, и материальном плане. Если кому-то дома давали лишний кусок хлеба или картофелину, то он всегда делился с друзьями. А тех, кто этого не делал, мы играть не брали. «Жмот» – это было самое едкое и позорное слово в то время среди ребятни. Жадничали, как правило, упитанные и хорошо одетые (по сравнению с другими ребятишками) дети спекулянтов и мнимых больных тыловиков… Люди, способные наживаться на чужом горе, были и будут всегда. Но в тяжёлое военное и послевоенное время подобная, мягко говоря, непорядочность особенно била по глазам, вызывала острую неприязнь остальных людей, живших честно и стойко переносивших голод и тяжёлый труд.
Была у некоторых мальчишек и такая нехорошая забава, как набеги на чужие огороды. Без ложной скромности скажу, что я в этом участия не принимал. И не потому, что был ещё маловат для таких «подвигов», а потому что моя бабушка доходчиво объяснила мне: «Людям и так тяжело, а огород их кормит. Бесчеловечно отнимать у солдаток последний кусок». Зимой игр у ребятни было мало. На улице особо не погуляешь: обувь и верхнюю одежду матери выдавали только в школу. Здесь-то в основном зимой мы и развлекались. Играли в «кучу-малу», «поддавки». Последняя игра была особо популярна. Интересно проходило время перед празднованием Нового года – под руководством учителей мы мастерили игрушки. Исходным материалом были старые газеты, вместо клея был варёный картофель или клейстер из муки (если удавалось достать горсточку этого дефицитного в военного время продукта). А ещё мы шили карнавальные костюмы, примитивные, но с ними новогодние утренники проходили весело и интересно.
В 1947 году моя семья перебралась из города в село Луговское. Здесь были другие игры. В «войну» играли уже не так азартно, больше в «Чапаева». У сельских школьников летом было не так уж много свободного времени, надо было помогать родителям на огороде и в поле, потому играли в основном зимой. Самыми популярными играми были «бабки» и «зоска». Главный атрибут первой игры – суставные кости коров, быков. После забоя скота таких костей – бабок – набиралось большое количество. В бабки мы резались даже в лютые морозы. Помимо спортивного интереса тут присутствовало и желание разбогатеть – проигравший выкупал у победителя свои бабки за 5, а то и 10 копеек (за штуку!). «Зоска» представляла из себя небольшой кусок овчины с пришитой к одному из концов свинцовой плиткой. Это приспособление нужно было подбрасывать вверх левой или правой ногой как можно дольше. По выходным дням и на каникулах катались со снежных горок на самодельных санках, лыжах до тех пор, пока одежда не вставала колом и лицо не синело от холода. Коньки тоже были самодельные – деревянные, с обитыми железом полозьями.
Весной круг развлечений сельской ребятни значительно расширялся. Начинали играть на проталинах в лапту. Мячи были самодельные: мастерили их из старых автомобильных шин или катали из коровьей шерсти, начёсанной с домашних бурёнок. Ещё играли в «чику». Кидали монетку об стену, потом старались от места её падения дотянуться пальцами руки до монетки противника. Если получалось – ты в выигрыше. Потом наше внимание переключалось на реку, когда начинался ледоход. Это изумительное зрелище во времена моего детства было грандиозным, вызывало и восторг, и даже робость. В первые дни по реке плыли огромные льдины, налетая друг на друга и образовывая заторы. Потом льдин на реке становилось меньше, и мы, мальчишки, вооружившись длинными палками, плавали на этих ледяных плотах по разлившейся воде. Такая забава требовала от нас ловкости, смелости и быстроты реакции. Все эти качества очень пригодились во взрослой жизни.
С наступлением лета времени на игры у нас оставалось немного. Нужно было помочь родителям в поле, тем самым увеличивая их трудодни. К тому же на подворье требовались наши руки, внимание и забота.
Понятно, что ребятня всегда находила себе заделье. А как же молодёжь? Тогда не было ни кафе, ни баров, ни кинотеатров, да и клуб-то работал далеко не в каждом селе. Тем не менее, молодые люди тоже не скучали. Некогда было – работали много, но по вечерам и по выходным обязательно собирались на вечёрки. А по большим праздникам у парней и молодых мужиков было такое развлечение как ходить «стенка на стенку» или «колхоз на колхоз». Эта взрослая забава не обходилась без синяков и шишек, но злости и желания убить ни у кого не было. Просто люди демонстрировали свою силу, умение постоять за себя и земляков.
Ход времени неумолим. У каждого человека всё остаётся в прошлом и в воспоминаниях. Вот и игры ребятни военной и послевоенной поры ушли в историю. Наши дети нашли себе другие забавы, а внуки плотно уселись за компьютеры. Конечно, они во много раз грамотнее и продвинутее детворы 40-50-х годов, но в физическом воспитании и выносливости точно проигрывают, да и здоровье нынешних детей оставляет желать лучшего. У каждого времени есть свои плюсы и минусы, но война во все времена была, есть и остаётся самым страшным деянием человечества. Так хочется, чтобы все военные действия на любом континенте и в любой форме когда-нибудь стали только фрагментом истории.
Валентин МАРКОВ, с. Луговское