Ещё раз поговорить о коммунальных платежах нас заставил читатель
Уже не раз читатели нашей газеты, потребители жилищно-коммунальных услуг, предлагали нам разобраться в вопросе и разъяснить, почему часто бывает так, что суммы месячных платежей существенно отличаются друг от друга. Несмотря на сверки, откуда-то выплывает задолженность. И как самостоятельно рассчитать стоимость услуг ЖКХ? Ведь предложенные к оплате цифры если не повергают в шок, то конкуренцию головоломке составить могут точно.
Набросав план нашего журналистского расследования, вместе с владельцем однокомнатной квартиры пятиэтажного дома отправляемся в банкомат. То, что мы увидели на мониторе после ввода данных, никак не устраивало ответственного квартиросъёмщика. «Откуда такие суммы за теплоснабжение и воду?! Я плачу другие!» – и это возмущение правомерно. Накануне нового года ООО «Алтайспецтехнология» информировало население о том, что в 2011 году на услуги ЖКХ будет начисляться налог на добавленную стоимость (НДС), об увеличении тарифов речи не шло. Значит, платёж должен увеличиться лишь на 18 процентов. Сумма, которую выдал банкомат, говорила о другом. Она увеличена почти в два раза. Небольшое замешательство владельца квартиры перед монитором банкомата быстро сменяется негодованием. Обсудив сложившуюся ситуацию, вбиваем суммы на порядок меньшие, чем обозначил банкомат, предварительно умножив их на 18-процентный НДС, и едем в ООО «Алтайспецтехнология» разбираться.
Итак, мы в бухгалтерии теплоснабжающей организации. После просмотра реестров выясняется, что платёж за декабрь не разнесён, поэтому у абонента имеется месячный долг по оплате услуг. Причина этого недоразумения простая: бывший бухгалтер уволилась, а нынешний ещё только вникает в суть дела. Поэтому если бы не бдительность плательщика и отксерокопированные квитанции, неизвестно как материально отразилась бы данная ситуация на его кошельке. Кстати, когда мы спрашивали людей, как они платят за услуги ЖКХ, многие из опрошенных нами признавались, что оплачивают именно ту сумму, которую выставляет банкомат или терминал, а разбираются крайне редко, только в случае особой необходимости. «Себе дороже ходить разбираться. Во-первых, времени на это нет, а во-вторых, свои нервы жалко», – признался один из потребителей услуг.
Далее по плану нашего расследования встреча с юристом ООО «Алтайспецтехнология». Он приглашает нас в кабинет руководителя предприятия. Александр Анатольевич Коробов не отрицает, что вышеназванная проблема существует. Однако на вопрос, почему предварительно не рассылаются счета-квитанции с расчётами за услуги, отвечает односложно и официально: «Пока мы не имеем такой возможности. В настоящее время счета получают только потребители-юридические лица».
«Мы пытаемся навести порядок в этом вопросе, – говорит руководитель, – но есть много других проблем, которые приходится решать ежедневно. Работу по платежам мы ведём, но только после поступления заявления от потребителя». Далее А.А. Коробов рассказывает, что практически ежедневно приходится устранять аварийные порывы на ветхих теплосетях, выявлять недобросовестных потребителей, которые самовольно врезаются в систему теплоснабжения и ведут забор горячей воды. «Вот только вчера в ходе рейда было обнаружено несколько таких «домохозяев», – говорит А.А. Коробов. Кстати, чтобы бороться с «самовольным водоразбором», коммунальщики добавляют в систему вредный для здоровья людей зелёный химический состав, однако и это не останавливает некоторых жильцов многоквартирных домов.
Есть у коммунальщиков ещё одна проблема, бороться с которой также очень сложно, – неплатежи граждан. Общая задолженность «выливается» в миллион рублей, а это месячный платёж за потреблённый природный газ газоснабжающей организации. Неплательщики – люди разные. Лишь каждый третий должник не платит за услуги, потому что нет денег. Остальные две трети имеют материальную возможность погасить долг, однако оплачивать услуги не спешат. Как возвращать миллион рублей, при этом не допуская выселений за долги по квартплате? (В некоторых регионах такая практика применяется часто!) Выход из этой ситуации ищут в ООО «Алтайспецтехнология». Одними убеждениями и уговорами-разговорами с должниками здесь не обойтись. Нужны кардинально новые и законные меры воздействия.
Раньше потребители коммунальных услуг ссылались на то, что услуги по теплоснабжению оказываются некачественные, мол, за что платить, если в квартире холодно. С пуском газовой котельной эта «ссылка» не работает. В квартирах жителей райцентра стало намного теплее, а если и случается сбой в подаче тепла, то причину нужно искать в каждом случае свою.
На очередной пятничной планерке глава Зонального района А.М. Беспалов призвал работников коммунальной сферы «ответственнее относиться к своей работе». В крае произошло несколько резонансных аварий на теплосетях, в связи с чем губернатор Алтайского края А.Б. Карлин провёл селекторное совещание с руководителями районов, в ходе которого предложил муниципальной власти усилить ответственность за прохождение отопительного сезона.
«Жилищно-коммунальное хозяйство района функционирует в условиях экономической неэффективности и по объективным, и по субъективным причинам, – сказал А.М. Беспалов на планёрке. – В связи с газификацией в с. Зональное и п. Мирный уменьшается количество абонентов. Кроме того, в последние два года в капитально отремонтированных домах установлены приборы учёта воды и тепла. В связи с этим проживающие в этих домах жильцы ушли с нормативной оплаты на фактическую, то есть стали платить на 30-40 процентов меньше. В бюджетных учреждениях – школе, Доме культуры – также установлены счётчики воды и тепла. Значит, и здесь платежи уменьшились. В последнем месяце, например, сборы составили 620 тысяч рублей, а за потреблённый газ коммунальщики должны заплатить 900 тыс. руб. Можно делать выводы». Всё это верно. И с существующими в коммунальной отрасли района проблемами никто не спорит. Но тема нашего расследования другая. Мы пытаемся разобраться в прозрачности жилищно-коммунальных платежей.
Понять, за что мы платим и на каких основаниях, самостоятельно становится всё сложнее. Куда можно обратиться за разъяснениями и проверить правильность начисленных коммунальных сумм? Инстанция первая – бухгалтерия ООО «Алтайспецтехнология». Шансы что-то узнать есть, но, вероятнее всего, разговор может не сложиться. На двери висит табличка: «Приём граждан ведётся в понедельник и среду», поэтому ваше желание выяснить – откуда взялся долг – может просто разбиться об эту дверь. Шансы восстановить справедливость даёт обращение в надзорные органы – Роспотребнадзор или прокуратуру, они проверяют заявления граждан. Но и это не выход из данной ситуации. Решить проблему, на наш взгляд, можно: нужно выписывать счета-квитанции гражданам и разносить их по почтовым ящикам. В них поставщик услуг расписывает: куда и за что мы платим, сколько задолжали или переплатили (так делается везде, и этого требует закон). Вот тогда, прежде чем пойти в банкомат, потребитель сможет хотя бы сопоставить предъявленные суммы. Пока такую работу ООО «Алтайспецтехнология» не ведёт, потому вооружайтесь листом бумаги и авторучкой и считайте сумму платежа сами.
Ирина ДУДИНА
Уже не раз читатели нашей газеты, потребители жилищно-коммунальных услуг, предлагали нам разобраться в вопросе и разъяснить, почему часто бывает так, что суммы месячных платежей существенно отличаются друг от друга. Несмотря на сверки, откуда-то выплывает задолженность. И как самостоятельно рассчитать стоимость услуг ЖКХ? Ведь предложенные к оплате цифры если не повергают в шок, то конкуренцию головоломке составить могут точно.
Набросав план нашего журналистского расследования, вместе с владельцем однокомнатной квартиры пятиэтажного дома отправляемся в банкомат. То, что мы увидели на мониторе после ввода данных, никак не устраивало ответственного квартиросъёмщика. «Откуда такие суммы за теплоснабжение и воду?! Я плачу другие!» – и это возмущение правомерно. Накануне нового года ООО «Алтайспецтехнология» информировало население о том, что в 2011 году на услуги ЖКХ будет начисляться налог на добавленную стоимость (НДС), об увеличении тарифов речи не шло. Значит, платёж должен увеличиться лишь на 18 процентов. Сумма, которую выдал банкомат, говорила о другом. Она увеличена почти в два раза. Небольшое замешательство владельца квартиры перед монитором банкомата быстро сменяется негодованием. Обсудив сложившуюся ситуацию, вбиваем суммы на порядок меньшие, чем обозначил банкомат, предварительно умножив их на 18-процентный НДС, и едем в ООО «Алтайспецтехнология» разбираться.
Итак, мы в бухгалтерии теплоснабжающей организации. После просмотра реестров выясняется, что платёж за декабрь не разнесён, поэтому у абонента имеется месячный долг по оплате услуг. Причина этого недоразумения простая: бывший бухгалтер уволилась, а нынешний ещё только вникает в суть дела. Поэтому если бы не бдительность плательщика и отксерокопированные квитанции, неизвестно как материально отразилась бы данная ситуация на его кошельке. Кстати, когда мы спрашивали людей, как они платят за услуги ЖКХ, многие из опрошенных нами признавались, что оплачивают именно ту сумму, которую выставляет банкомат или терминал, а разбираются крайне редко, только в случае особой необходимости. «Себе дороже ходить разбираться. Во-первых, времени на это нет, а во-вторых, свои нервы жалко», – признался один из потребителей услуг.
Далее по плану нашего расследования встреча с юристом ООО «Алтайспецтехнология». Он приглашает нас в кабинет руководителя предприятия. Александр Анатольевич Коробов не отрицает, что вышеназванная проблема существует. Однако на вопрос, почему предварительно не рассылаются счета-квитанции с расчётами за услуги, отвечает односложно и официально: «Пока мы не имеем такой возможности. В настоящее время счета получают только потребители-юридические лица».
«Мы пытаемся навести порядок в этом вопросе, – говорит руководитель, – но есть много других проблем, которые приходится решать ежедневно. Работу по платежам мы ведём, но только после поступления заявления от потребителя». Далее А.А. Коробов рассказывает, что практически ежедневно приходится устранять аварийные порывы на ветхих теплосетях, выявлять недобросовестных потребителей, которые самовольно врезаются в систему теплоснабжения и ведут забор горячей воды. «Вот только вчера в ходе рейда было обнаружено несколько таких «домохозяев», – говорит А.А. Коробов. Кстати, чтобы бороться с «самовольным водоразбором», коммунальщики добавляют в систему вредный для здоровья людей зелёный химический состав, однако и это не останавливает некоторых жильцов многоквартирных домов.
Есть у коммунальщиков ещё одна проблема, бороться с которой также очень сложно, – неплатежи граждан. Общая задолженность «выливается» в миллион рублей, а это месячный платёж за потреблённый природный газ газоснабжающей организации. Неплательщики – люди разные. Лишь каждый третий должник не платит за услуги, потому что нет денег. Остальные две трети имеют материальную возможность погасить долг, однако оплачивать услуги не спешат. Как возвращать миллион рублей, при этом не допуская выселений за долги по квартплате? (В некоторых регионах такая практика применяется часто!) Выход из этой ситуации ищут в ООО «Алтайспецтехнология». Одними убеждениями и уговорами-разговорами с должниками здесь не обойтись. Нужны кардинально новые и законные меры воздействия.
Раньше потребители коммунальных услуг ссылались на то, что услуги по теплоснабжению оказываются некачественные, мол, за что платить, если в квартире холодно. С пуском газовой котельной эта «ссылка» не работает. В квартирах жителей райцентра стало намного теплее, а если и случается сбой в подаче тепла, то причину нужно искать в каждом случае свою.
На очередной пятничной планерке глава Зонального района А.М. Беспалов призвал работников коммунальной сферы «ответственнее относиться к своей работе». В крае произошло несколько резонансных аварий на теплосетях, в связи с чем губернатор Алтайского края А.Б. Карлин провёл селекторное совещание с руководителями районов, в ходе которого предложил муниципальной власти усилить ответственность за прохождение отопительного сезона.
«Жилищно-коммунальное хозяйство района функционирует в условиях экономической неэффективности и по объективным, и по субъективным причинам, – сказал А.М. Беспалов на планёрке. – В связи с газификацией в с. Зональное и п. Мирный уменьшается количество абонентов. Кроме того, в последние два года в капитально отремонтированных домах установлены приборы учёта воды и тепла. В связи с этим проживающие в этих домах жильцы ушли с нормативной оплаты на фактическую, то есть стали платить на 30-40 процентов меньше. В бюджетных учреждениях – школе, Доме культуры – также установлены счётчики воды и тепла. Значит, и здесь платежи уменьшились. В последнем месяце, например, сборы составили 620 тысяч рублей, а за потреблённый газ коммунальщики должны заплатить 900 тыс. руб. Можно делать выводы». Всё это верно. И с существующими в коммунальной отрасли района проблемами никто не спорит. Но тема нашего расследования другая. Мы пытаемся разобраться в прозрачности жилищно-коммунальных платежей.
Понять, за что мы платим и на каких основаниях, самостоятельно становится всё сложнее. Куда можно обратиться за разъяснениями и проверить правильность начисленных коммунальных сумм? Инстанция первая – бухгалтерия ООО «Алтайспецтехнология». Шансы что-то узнать есть, но, вероятнее всего, разговор может не сложиться. На двери висит табличка: «Приём граждан ведётся в понедельник и среду», поэтому ваше желание выяснить – откуда взялся долг – может просто разбиться об эту дверь. Шансы восстановить справедливость даёт обращение в надзорные органы – Роспотребнадзор или прокуратуру, они проверяют заявления граждан. Но и это не выход из данной ситуации. Решить проблему, на наш взгляд, можно: нужно выписывать счета-квитанции гражданам и разносить их по почтовым ящикам. В них поставщик услуг расписывает: куда и за что мы платим, сколько задолжали или переплатили (так делается везде, и этого требует закон). Вот тогда, прежде чем пойти в банкомат, потребитель сможет хотя бы сопоставить предъявленные суммы. Пока такую работу ООО «Алтайспецтехнология» не ведёт, потому вооружайтесь листом бумаги и авторучкой и считайте сумму платежа сами.
Ирина ДУДИНА